Третий
период эволюции отношения государства и общества к
лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца ХVIII до начала ХХ в. За
это время западноевропейские государства прошли путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию права на образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и необходимости организации для них сети специальных школ.
Началом периода можно считать открытие первых учебных заведений для глухих и для слепых, завершением — дату принятия в каждой конкретной стране закона об обязательном начальном образовании и последующих актов, распространяющих действие основного закона на детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Этот период эволюции характеризуется кардинальным изменением отношения к аномальным детям, что обусловлено становлением и утверждением более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии, а также введением всеобщего обязательного начального обучения.
Именно этот период эволюции отношения соотносится с началом (первым этапом) строительства национальных европейских систем специального образования. Впервые законодательно изменен статус инвалидов: большинство европейских стран признает их право на образование. Заканчивается время прецедентов, начинается строительство системы специального образования. Это стало возможным потому, что законодательно признает право инвалидов на гарантированную социальную помощь и образование, а также ответственность общества и государства за реализацию этого права.
С начала ХIХ в. в ряде стран принимаются нормативные акты о введении специального образования. Начало ХХ века - время окончательного оформления национальных систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, интеллекта. Остальные дети с выраженными отклонениями в развитии находились под опекой церковной и светской благотворительности.
Каждая европейская страна прошла свой путь строительства системы специального образования, однако при определенных различиях общими для всех являются: принятие Закона об обязательном всеобщем начальном образовании; признание права аномальных детей на обучение и распространение действия Закона об обязательном всеобщем начальном образовании на детей с нарушением слуха, зрения, позже и на детей с умственной отсталостью; создание минимальной нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование системы специального образования; определение принципов и источников финансирования специальных школ (на государственном, региональном, местном уровнях) и их законодательное закрепление; параллельное функционирование негосударственных организаций (ассоциаций, благотворительных фондов), стимулирующих и контролирующих государственные решения и инициирующих развитие сети специальных учреждений; охват специальным образованием детей всех регионов страны.
Итак, европейским государствам понадобилось почти двести лет, чтобы осознать право аномальных детей на образование, признать необходимость создания параллельной образовательной системы — системы специального обучения, включающей на данном историческом рубеже три типа спецшкол: для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Это обусловлено, в частности, принятием нормативных актов о введении специального образования. Третий период эволюции отношения закономерно соотносится с этапом становления систем специального образования.
Другое о педагогике:
Необходимость применения качественных задач
Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и л ...
Мероприятия по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования
детей «Центр эстетического воспитания детей» г.
Оренбурга
В соответствии с содержанием концепции развития дополнительного образования детей необходимо разработать мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей. Основным направлением развития МУДОД «Центр эстетического воспитания де ...
Становление университета в XIX в. – в начале XX в
В первой половине XIX века Университет стал не только научным, но и культурным центром России. Члены декабристских организаций были воспитанниками Московского университета. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и многих других не мене ...