Влияние педагогического оценивания на самооценку школьников

Педагогическая теория » Педагогическое оценивание и его влияние на формирование самооценки учащихся » Влияние педагогического оценивания на самооценку школьников

Страница 2

Основу когнитивного компонента самооценки по Л.И. Корнеевой составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1)уровню – высокая, средняя, низкая

2)соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

3)особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

4) характеру временной отнесённости - прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей. С.С. Рубинштейн выделил несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; сравнение реального и идеального Я.

Существует несколько факторов, которые влияют на формирование самооценки младшего школьника: мнение родителей, стиль домашнего воспитания; наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя; оценка товарищей; собственный жизненный опыт.

Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе.

Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки.

Итак, самооценка – компонент самосознания, который имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я – реального", "Я – идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она является отношением личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального "Я".

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе
Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно - нравственного потенциала общества. Инте ...

От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей
В период с ХII по ХVIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где лица с умственными и физическими отклонениями могли иногда получать помощь, до создания системы светских (част ...

Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе р ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru