Синкретизм как доминирующая черта современных методов обучения сольфеджио

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Синкретизм как доминирующая черта современных методов обучения сольфеджио

Современные методики преподавания различных предметов (что касается и общеобразовательной, и музыкальной школ) характеризуются комплексным подходом к обучению, или синкретизмом. Под синкретизмом следует понимать стремление к отработке и развитию на каждом занятии нескольких навыков, а не только какого-то одного, а также к совмещению на занятиях нескольких видов деятельности.

При обучении сольфеджио эффективным является единовременное сочетание различных разделов данного курса, использование комбинированных форм работы– например, воспитание музыкального восприятия (слуховой анализ) и вокально-интонационных навыков; определение на слух ступеней звукорядов ладотональностей, попевок, интервалов, аккордов и созвучий их цепочек, а затем повторение их голосом с названием звуков, исполнение на музыкальном инструменте в оригинальной тональности и в транспозиции; воспитание музыкального восприятия и диктанта; запись прослушанного; использование воспринятого материала для сочинения и т.д.

На каждом уроке должны быть задействованы все основные разделы сольфеджио: слуховой анализ, различные упражнения в целях тренажа (интонационные, ритмические и т.д.), разнообразные певческие и творческие (исполнительские и сочинительские) формы работы, диктант, работа над усвоением основных теоретических положений.

Если преподаватель опускает на уроке хотя бы один из основных разделов, то образуется застой в развитии навыков или музыкальных способностей. Необходимо учитывать, что уроки сольфеджио в соответствии с учебным планом проводятся в большинстве случаев 1 раз в неделю. Если тот или иной раздел сольфеджио выпадает из нескольких уроков подряд, то может возникнуть опасность потери достигнутых навыков.

Использование таких эффективных приемов обучения, как комбинированные формы работы, транспонирование, секвенцирование, исполнение наизусть и т.д. интенсифицирует уроки, способствует быстрому развитию учащихся. Приемам обучения, прежде чем они станут работать на развитие навыков и способностей, тоже необходимо обучать системно. Например, прием тактирования оказывается полезен для воспитания метроритма и темпа лишь с того момента, когда он превращается в свободное рефлекторное действие в результате методически систематизированных тренировок.

Интенсификации современного урока сольфеджио способствует широкое использование музыкальных инструментов (фортепиано, музыкальные инструменты по специальности, различные самостоятельные и сопровождающие оркестровые, ансамблевые и ударные группы), музыкального оборудования (метроном, камертон), технических средств обучения (световые, звуковые и комбинированные учебные доски, магнитофоны и проигрыватели – а теперь еще и CD-плейеры, диапроекторы, фильмоскопы, эпидиаскопы и др.), наглядных пособий, раздаточного материала, в младших классах – еще и игр.

Еще большее значение на современном этапе приобретает умение преподавателя осуществлять межпредметные связи, особенно со специальностью. Сольфеджио создает необходимые предпосылки для исполнительского и композиторского творчества, а для этого необходимо развитие музыкального мышления, музыкальности и творческой активности, всех сторон музыкального слуха, памяти, внутренних слуховых представлений, а также выработку всего комплекса навыков, необходимых для музыкальной деятельности, и углубление теоретических знаний. Все это должно закладываться уже на начальном этапе обучения.


Другое о педагогике:

Дидактическая игра как средство формирования операций логического мышления
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этногра ...

Механизм реализации воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способами выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при это ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В современной логопедии выделяют две основные классификации, которые взаимосвязанны друг с другом - медицинская или клиническая и психоло-педагогическая. Клиническая классификация, разработанная Мастюковой Е.М., делится на три основные группы: – неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru