В период с ХII по ХVIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где лица с умственными и физическими отклонениями могли иногда получать помощь, до создания системы светских (частных и государственных) приютов и домов призрения. Отношение к инвалидам, в том числе и детям-инвалидам, по сравнению с предшествующими веками менялось к лучшему, но происходило это медленно и трудно. sub zero appliance repair San Jose
Культура Ренессанса и Реформация обеспечили резкое изменение отношения общества и государства к инвалидам в лучшую сторону. Идеи гуманизма меняли представления европейцев о человеке и смысле его жизни на земле, и соответственно привели к смене взглядов на статус людей с ограниченными возможностями. Религиозно-идеологическое и социально-политическое движение — Реформация – привело к возникновению еще одного (наряду с католицизмом и православием) направления христианства — протестантизма и также внесло свой вклад в этот процесс. Государства, принявшие протестантизм, предложили человечеству новые модели благотворительности.
На новом этапе развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добились «гражданской реабилитации» — о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. Но поначалу опыт успешного индивидуального обучения детей, накопленный в различных регионах континента, не повлек за собой организацию специальных учебных заведений. Только переосмысление во Франции гражданских прав и статуса людей с сенсорными нарушениями сделал возможным появление на свет в Париже первых государственных специальных школ для глухонемых (1770) и для слепых детей (1784). Великая Французская революция с ее декларацией прав человека и гражданина (1789) заставила парижан по-новому оценить статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, а главное, инициировала «революцию в психиатрии». Европейцы задумаются и о судьбах умственно отсталых детей, и об ответственности государства и общества за их жизни [8].
Кардинальное изменение отношения государства (монарха и городских властей) к лицам с умственными и физическими недостатками во второй половине ХVIII в. стало результатом многих социокультурных процессов предшествующих столетий. Под влиянием идей гуманизма, в контексте приобретения личных свобод отдельными сословиями и группами западноевропейского населения смягчается отношение и к инвалидам. Влиятельная и передовая часть общества и монарх изменили взгляд на гражданский статус подданных с сенсорными нарушениями, что сделало возможным распространение на них законодательных инициатив в сфере образования.
Первые попытки индивидуального обучения глухих детей инициировались родителями, желающими юридически подтвердить их дееспособность. Священники также были заинтересованы в этом. Накапливаемый опыт успешного индивидуального обучения также оказал влияние на изменение представлений о возможностях детей с сенсорными нарушениями. Важной особенностью периода является постепенный рост числа лиц, вовлеченных в благотворительность. Если на рубеже ХII в. ими эпизодически занимались исключительно подвижники из числа князей церкви и монархов, то к окончанию периода (ХVIII в.) церковная и светская благотворительность имела большое число сторонников .
Итак, возникновению в западноевропейских странах данного периода эволюции первых школ для глухих и слепых предшествуют успехи в сфере государственного строительства, укрепления светской власти при одновременном законодательном закреплении личных свобод и прав отдельных сословий и групп населения. Открытию названных школ также предшествуют стойкие достижения в деле организации университетов и школьного обучения. Очевидным условием таких нововведений также являются Великая церковная революция, изменившая взгляд на гражданский статус лиц с умственными и физическими отклонениями, идеи гуманизма, рожденные гениями Ренессанса, реформация и протестантизм, урбанизация. Европейским государствам понадобилось почти шесть веков для перехода от осознания необходимости призрения лиц с ограниченными возможностями к осознанию целесообразности обучения хотя бы части из них: детей с сенсорными нарушениями.
Другое о педагогике:
Самообразование школьников
Основными движущимися силами общественного развития являются противоречия, возникающие в процессе деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей. Для превращения возникающих в процессе обучения внутренних противоречий в движущую силу умственного развития школьника необходимо ...
Технологии эстетического освоения природных объектов
Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природо ...
Концепция и технологические схемы "Методов
педагогического исследования"
В 2002 – 2003 гг. автор данной работы, будучи студентом четвёртого курса, прослушал курс "Методы педагогического исследования" ("МПИ"); в 2003 г., являясь уже студентом пятого курса, автор в паре с другой студенткой преподавал курс "МПИ" у студентов четвёртых – пятых к ...