От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей

Педагогическая теория » Образование детей с отклонениями в развитии за рубежом » От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей

В период с ХII по ХVIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где лица с умственными и физическими отклонениями могли иногда получать помощь, до создания системы светских (частных и государственных) приютов и домов призрения. Отношение к инвалидам, в том числе и детям-инвалидам, по сравнению с предшествующими веками менялось к лучшему, но происходило это медленно и трудно.

Культура Ренессанса и Реформация обеспечили резкое изменение отношения общества и государства к инвалидам в лучшую сторону. Идеи гуманизма меняли представления европейцев о человеке и смысле его жизни на земле, и соответственно привели к смене взглядов на статус людей с ограниченными возможностями. Религиозно-идеологическое и социально-политическое движение — Реформация – привело к возникновению еще одного (наряду с католицизмом и православием) направления христианства — протестантизма и также внесло свой вклад в этот процесс. Государства, принявшие протестантизм, предложили человечеству новые модели благотворительности.

На новом этапе развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добились «гражданской реабилитации» — о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. Но поначалу опыт успешного индивидуального обучения детей, накопленный в различных регионах континента, не повлек за собой организацию специальных учебных заведений. Только переосмысление во Франции гражданских прав и статуса людей с сенсорными нарушениями сделал возможным появление на свет в Париже первых государственных специальных школ для глухонемых (1770) и для слепых детей (1784). Великая Французская революция с ее декларацией прав человека и гражданина (1789) заставила парижан по-новому оценить статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, а главное, инициировала «революцию в психиатрии». Европейцы задумаются и о судьбах умственно отсталых детей, и об ответственности государства и общества за их жизни [8].

Кардинальное изменение отношения государства (монарха и городских властей) к лицам с умственными и физическими недостатками во второй половине ХVIII в. стало результатом многих социокультурных процессов предшествующих столетий. Под влиянием идей гуманизма, в контексте приобретения личных свобод отдельными сословиями и группами западноевропейского населения смягчается отношение и к инвалидам. Влиятельная и передовая часть общества и монарх изменили взгляд на гражданский статус подданных с сенсорными нарушениями, что сделало возможным распространение на них законодательных инициатив в сфере образования.

Первые попытки индивидуального обучения глухих детей инициировались родителями, желающими юридически подтвердить их дееспособность. Священники также были заинтересованы в этом. Накапливаемый опыт успешного индивидуального обучения также оказал влияние на изменение представлений о возможностях детей с сенсорными нарушениями. Важной особенностью периода является постепенный рост числа лиц, вовлеченных в благотворительность. Если на рубеже ХII в. ими эпизодически занимались исключительно подвижники из числа князей церкви и монархов, то к окончанию периода (ХVIII в.) церковная и светская благотворительность имела большое число сторонников .

Итак, возникновению в западноевропейских странах данного периода эволюции первых школ для глухих и слепых предшествуют успехи в сфере государственного строительства, укрепления светской власти при одновременном законодательном закреплении личных свобод и прав отдельных сословий и групп населения. Открытию названных школ также предшествуют стойкие достижения в деле организации университетов и школьного обучения. Очевидным условием таких нововведений также являются Великая церковная революция, изменившая взгляд на гражданский статус лиц с умственными и физическими отклонениями, идеи гуманизма, рожденные гениями Ренессанса, реформация и протестантизм, урбанизация. Европейским государствам понадобилось почти шесть веков для перехода от осознания необходимости призрения лиц с ограниченными возможностями к осознанию целесообразности обучения хотя бы части из них: детей с сенсорными нарушениями.


Другое о педагогике:

Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в по ...

Особенности формирования связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости
Грубые недостатки речи умственно отсталых детей привлекали к себе внимание многих исследователей, таких как А. Бине, Э. Сеген, Т. Симон, И.Е. Эскироль и др. уже на самых ранних этапах становления дефектологии и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития. Так же больш ...

Анализ современных образовательных программ и особенности построения среды в зависимости от образовательных целей
Детские сады обладают разными возможностями обеспечения детей материалами. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная сред ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru